Сегодня исполнилось 150 лет со дня рождения величайшего из
мыслителей, когда-либо рождавшихся на планете Земля.
Рис.1. Ленин на митинге [1]
И если бы не контрреволюционный переворот 1991 года, это
событие отмечалось бы не менее масштабно, чем День Великой Октябрьской
Социалистической Революции, а может быть и более. И, как это было принято, в
рамках посвящённых этому дню мероприятий, непременно проходило бы большое
количество различных научных конференций, на которых, конечно же, были бы
хвалебные доклады, возвеличивающие гения революции (что само по себе
естественно – юбилей же), но были бы (и я в этом не сомневаюсь) попытки
объективного анализа и роли вождя мирового пролетариата, и того периода
истории, который его породил: роль личности в истории и роль истории в
личности.
Но сегодня, во-первых, времена не те, а, во-вторых, мы все
на «само»-изоляции. Даже если бы и захотели встретиться и обсудить, всё равно
нельзя. Больше двух не собираться! Поэтому каждый остаётся наедине с собой – и
своими мыслями, и своими чувствами. Каковы сегодня эти мысли и чувства у
подавляющего большинства россиян, как специалист по
информационно-консциентальной безопасности, я знаю. И знаю, как и почему. Но
ещё знаю, чтобы мне не пытались впарить различные голоса, что родился и жил до
1985 года я в раю. Это был рай не вымышленный, где все равны, где реки
кисельные с молочными берегами, а реальный, со всеми трудностями и проблемами.
Главное, что делало ту жизнь раем – равный доступ к знаниям. Все могли получать
ЗНАНИЯ! Не все получали звания (это было), но все могли получать (и те, кто
хотел, получали) самые передовые, научные знания.
Я – сын шофёра и нянечки детского сада из маленького
рабочего городка – захотел изучать математику и поступил без проблем в школу с
углублённым изучением физики и математики. Без проблем поступил в один из
лучших ВУЗов Советского Союза, который окончил с отличием. Были проблемы с
распределением, но они компенсировались в дальнейшем тем, что меня направили
служить в одну из самых наукоёмких структур, в которой я стал командиром одного
из подразделений и полковником. Знаний и полученных в процессе учёбы навыков с
лихвой хватило на то, чтобы написать и защитить кандидатскую диссертацию.
И я точно знаю, что всем этим обязан, в первую очередь, двум
людям – Владимиру Ильичу Ленину и Иосифу Виссарионовичу Сталину. Не родителям,
которых я люблю, ценю и которым безмерно благодарен, но Ленину и Сталину, за
то, что создали условия, в которых это стало возможным.
Моим родителям не повезло. Война! Отец был способным
учеником и мог достичь значительных успехов в науках, но его – 12-летнего
пацана – как и ещё троих отличников, отправили с 5-го класса в ФЗУ
(фабрично-заводское училище). Почти всю войну он точил на заводе снаряды.
Восьмилетку закончил, уже будучи взрослым. Партия заставила, куда его приняли
как передовика производства. Мать тоже закончила ШРМ (школа рабочей молодёжи),
потом курсы и стала воспитателем. Всю жизнь жалела, что война не дала выучиться
нормально.
И сегодня я абсолютно точно знаю, что рай – это не там, где
текут молочные реки, у которых кисельные берега, в которых проще утонуть, не
добравшись до вожделенной халявы, а там, где текут реки научной (истинной)
информации и есть твёрдые берега, по которым каждый желающий может подойти к
реке и утолить жажду не отравленным ложью и не замутнённым эзотерикой, а чистым
как слеза, истинным (научным) знанием.
Является ли истинным знанием «Капитал»? Однозначно – нет! В
части анализа наличной на тот период времени ситуации – это действительно
научный труд. В части проекта построения коммунистического общества – чистой
воды фантазия, категорический императив, не имеющий с реальной
действительностью почти ничего общего. Практика построения нового общества по
такому проекту показала его полную несостоятельность. И в этой части марксизм
требует кардинального пересмотра и корректировки. Но сейчас не об этом.
Сейчас о том, коммунизм – религия или нет?
Вопрос о том, является ли марксизм/коммунизм/социализм
религией, не нов. Он возник ещё до революции 1917 года и активно муссировался
после. В разной степени и с разных сторон этого вопроса в своё время касались
богоискатели и богостроители. В сети есть достаточно материалов на эту тему. Главное
– искатели не нашли, а строители не построили. Первым не хватило мозгов, вторым
– смелости. Ленин был категорически против подобных изысканий. Более того, он
считал попытки совмещения марксизма с религией мерзостью. «...Я вовсе не нахожу
ничего смешного в заигрывании с религией, но нахожу много мерзкого», - писал он
в одном из своих писем [2].
И здесь, как мне представляется, Владимир Ильич, несмотря на всю свою
гениальность, допустил очень распространённую методологическую ошибку – он судил
обо всех по себе. Чем был марксизм для него самого? Учением, наукой. «Учение Маркса
всесильно, потому что оно верно», - говорил он. «Капитал» он знал, как никто
другой. И не только «Капитал». Ленин за свою жизнь прочёл огромное количество книг
и обладал феноменальной памятью. Поэтому марксизм для него был предметом
знания. А там, где есть знание, нет места вере – главному атрибуту религии. Кроме
того, Ильич, говоря о религии, явно имел ввиду христианство. И это тоже ошибка.
Нельзя отождествлять часть – христианство, либо любой другой культ, и целое –
религию, как феномен, во всём его разнообразии и полноте.
А что же тогда такое «религия»?
Давайте разбираться.
Чаще всего понятие «религия» выводят из лат. religio –
«благочестие, святыня, предмет культа». Обычно религию определяют как мировосприятие, свод моральных норм и тип
поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного
мира и существ – духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все
материальные и духовные формы бытия, а
также совокупность ритуалов и
магических действий (культ
религиозный), обеспечивающих. связь
человека с потусторонними силами, и соответствующие
(церковные) организации и
объединения верующих [3].
В этом определении жирным шрифтом выделено то, что верно с
точки зрения логики и методологии формирования определений. Всё, что с точки
зрения логики не является обязательным, не выделено. Так, Бог не является
обязательным элементом религии. Люди, которые дают определения, подобные
приведённому выше, берут в расчёт только «западные» религии, да и то не все. Но
ведь есть религии, где Бога нет, например, буддизм, джайнизм, даосизм, синтоизм,
шаманизм. В других нет богов, в третьих не приемлют духов. Не являются
обязательными магия и связь с потусторонними силами. И если из приведённого
определения убрать всё лишнее, получим:
Религия – мировосприятие,
свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование
«иного», сверхъестественного мира, а
также совокупность ритуалов и действий и соответствующие организации и объединения верующих.
Можно было бы убрать ещё и «сверхъестественного» – тоже не
обязательный элемент религии – но я специально его оставил, потому что, как
показала практика, коммунистическое общество – не есть естественное, а есть
самое что ни на есть сверхъестественное.
Ключевое слово в определении понятия религии, самая существенная
характеристика, её неотъемлемый атрибут – вера.
И желательно не просто – вера, а слепая, фанатичная вера в существование
«нечто». У одних это «нечто» – Бог и Рай, у других – Карма и Сансара, у третьих
– Светлое Будущее и Рай-на-Земле.
А что есть «вера»?
Вера — признание чего-нибудь истинным без опоры на факты или
логику, лишь на основании внутренней (субъективной) уверенности, которая не
нуждается в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их [4].
Или так:
Вера — признание чего-либо истинным независимо от
фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого
характера отношения субъекта к предмету веры. … религиозная вера отличается от
философского или научного знания не тем, что не вполне аргументирована или
уверена в своём предмете, а по способу получения и обоснования своего знания [5].
Чего-чего, а веры у первых строителей коммунизма было даже
больше, чем у первых христиан. И в топках паровозных их жгли, и звёзды на телах
вырезали, и вешали, и стреляли… а они шли, потому что верили.
Есть в коммунизме и своё мировосприятие – атеизм и Научная
картина Мира, и свод моральных норм – моральный кодекс строителя коммунизма, и
тип поведения – человек человеку друг, товарищ и брат, и ритуалы – приём в
партию, партсобрания, демонстрации, съезды и много других, и соответствующие
организации, объединяющие верующих, – партия и партийные ячейки. В общем, в
коммунизме есть все атрибуты, присущие религии.
Отсюда вывод:
Коммунизм есть самая
что ни на есть настоящая религия!
Правда, как я уже отметил выше, не для всех. Ленин и многие
его соратники не верили, они – знали. Коммунизм для них был не религией, а был
учением, наукой, которую нужно постигать. Для подавляющего же большинства их
соратников коммунизм был именно предметом веры. Они не читали ни «Капитал», ни
Манифест коммунистической партии, ни другие работы Маркса и Энгельса, ни работы
самого Ленина. Они верили! То есть признавали в качестве истины, то, что им
говорили, без фактического или логического обоснования. Во-первых, им это было
не нужно, а, во-вторых, они всё равно ничего из этого бы не поняли. И не
понимали. Но доверяли. Вера как доверие. Доверие умным и знающим людям. И очень
хотелось верить в светлое будущее, устав от беспросветного настоящего.
Ну прямо, как у первых христиан. С той лишь разницей, что
первые христиане, устав от беспросветного настоящего, кончали жизнь
самоубийством, чтобы поскорее попасть в рай. Коммунисты же предложили другой
вариант – революцию.
Кстати, сегодня в сети можно найти большое количество статей
и картинок, посвящённых теме «коммунизм и религия», в которых авторы выискивают
аналогии между коммунизмом и христианством. Но что бросается в глаза по
прочтению/просмотру таких опусов, так это их методологическая
несостоятельность. Увидели картинку, на которой изображены Маркс, Энгельс,
Ленин, сразу – троица. И невдомёк этим деятелям, что «святая троица коммунизма»
– это диамат, истмат и научный коммунизм, а Маркс, Энгельс, Ленин – это только пророки.
Если уж персонифицировать святую троицу в коммунизме, как
религии, то уместнее и логичнее будет следующая аналогия.
Святой Дух – Маркс. Это он оповестил мир о приходе, но
только не мессии, а миссии – коммунизма: «Призрак бродит по Европе — призрак
коммунизма». Это он предупредил, что Европа «на сносях» и что скоро родит
революцию.
Бог-Отец – Ленин. Это он был отцом-родителем революции и
первого в мире коммунистического общества (государства), оставил после себя
заветы, которые читать не перечитать. Это он пришёл к избранному им народу,
который сначала восхищался им, свято выполнял его заветы, а потом от него
отвернулся и стал поклоняться золотому тельцу.
Бог-Сын – Сталин. С той лишь разницей, что не трясся от
страха и не прятался в саду, а спас революцию от уничтожения, вырастил и
выпестовал младенца и стал Вождём народов-братьев. И чудеса творил покруче, чем
Иисус: из отсталого государства – Великую Державу, из сохи – атомную
бомбу. И врагов человечества покарал, причём сам, без помощи Отца, но опираясь
на его заветы. И так же, как и Иисус, был предан своими учениками-апостолами,
прибит (посмертно) к позорному столбу, оплёван и оболган народом, которому передавал
заветы Отца. И точно так же воскресает в памяти народной.
Как вам такая
аналогия?!
А можно и так.
Маркс – один из первых пророков, например, Элияху, который
должен был известить мир о приходе Машиаха [6].
Ленин – Моисей, выведший свой народ из рабства, но не
вступивший на «землю обетованную» – СССР.
Сталин – Иисус, только нагнавший, а затем и убивший
Каиафу-Троцкого, защитивший страну от оккупантов и убивший Пилата-Гитлера,
преданный Иудой-Хрущёвым, воскресший в памяти народной, второго пришествия
которого народ теперь ждёт.
Опять куда более логичная аналогия, чем все те, что есть в
Интернете.
В качестве резюме.
Религия – это прежде всего философско-этическое учение.
Вернее, так: для религиозных иерархов религия – учение философско-этическое, а
для адептов – этико-философское. Причём этот тезис справедлив для всех религий.
Те, кто стоит во главе той или иной религии, они – знают и предписывают. Все
остальные – верят и выполняют.
Так, любой священник любой теистической религии знает, что
Бога нет. Он читал, изучал и понял. Но всем говорит, что Бог есть. И те, кому
он это говорит, ему верят. Они, как правило, ничего не читали, а если и читали,
то отдельные фрагменты, без какого-либо логического объяснения и логической
связи. Для них это не предмет знания целостного и логически обоснованного, а предмет
веры. Веры как доверия. Они доверяют тем, кто им говорит, не проверяя.
По этим признакам коммунизм точно такая же религия, как и
все остальные. При этом в коммунизме, как религии, есть одно, но очень
существенное, отличие. Коммунизм базируется не на фантазиях и эзотерике, а на научном
фундаменте. В основе коммунистического учения лежит научный труд – «Капитал» и
другие работы К. Маркса и Ф. Энгельса, полное собрание сочинений В.И. Ленина,
других великих и не очень, но учёных. В основе коммунистического мировоззрения
лежит Научная картина Мира, разработана и широко применялась Научная методология
его исследования – диалектический материализм. Правда, это не гарантировало
истинности получаемого таким образом знания, но гарантировало его достоверность
и способствовало приближению к истине, которая рано или поздно была бы
достигнута.
PS: Я
не идеализирую советскую действительность, а просто пытаюсь объективно
анализировать процессы и события того периода и при этом абсолютно уверен, что
Советский Союз должен был погибнуть по вполне объективным причинам. О них я
напишу в следующий раз. Главная из них – проект, который создал Маркс, был
ошибочным. Он не учёл многих факторов, выдал желаемое за действительное.
Попытка реализовать этот проект дорого обошлась России и российскому народу, но,
справедливости ради, она очень много дала человечеству. Всё, что сегодня имеет даже
не очень прогрессивное человечество – заслуга Великой октябрьской
социалистической революции и СССР. Как только не стало СССР, права и свободы у
простого народа стали потихоньку урезать и забирать. Так было со всеми
революциями – английской, французской, немецкой. Переходные процессы в обществе
никто не отменял и отменить не может. Это – объективный закон.
По результатам российского эксперимента построения коммунистического
общества также стало очевидно, что никакого социального равенства нет и быть не
может. Лозунг «от каждого по способности, каждому по потребности» утопичен,
неосуществим и его реализация не может быть осуществлена без принуждения (ненасильственным
путём), что, как показала практика, чревато применением властью жёстких и порой
неадекватных мер в отношении населения. Коммунистический проект должен быть
кардинально пересмотрен и перестроен. Сама же идея построения справедливого
общества вечна и не умерла вместе с Советским Союзом. Равно как не умрёт и идея
создания новой религии. Идея эта, как говорится, витает в воздухе. И, равно как
и с коммунизмом, для кого-то это будет предмет изучения и наука, а для кого-то
– предмет веры и религия.
Когда-то очень давно в каком-то буддийском трактате, который
дал мне почитать мой друг – большой поклонник эзотерики, я увидел классификацию
религий, данную, как было написано в трактате, несколько тысячелетий назад. Авторы
трактата делили все религии на семь уровней сообразно количеству чакр. Каждой
чакре соответствовали определённые религии. Всю классификацию я уже не помню.
Помню только, что буддизм – это религия силы и соответствует третьей чакре, а христианство
– религия сердца и она на пятом уровне. Две последние ступени были свободны и
должны были появиться, как следовало из текста, в 20-м веке и позже.
Воспользовавшись идеей, я построил свою иерархию религий, дополнительно
разбив их на 3 условных подгруппы, в зависимости от руководящего начала.
Получилось может быть и не совсем правильно, но красиво.
Первый уровень – человек разумный-мистический:
1 ступень – шаманизм
2 ступень – язычество
3 ступень – буддизм
Вторая ступень – человек разумный-чувствующий:
4 ступень – иудаизм
5 ступень – христианство, ислам
Третий уровень – человек разумный-сознательный:
6 ступень – коммунизм
7 ступень – консциентализм.
Как на самом деле будет называться религия высшего –
седьмого – уровня, я пока не знаю. Я назвал её «консциентализм» от латинского
«консциенция» – сознание, и трактую как «религия разума и справедливости». Для
желающих выстраивать аналогии с христианством – в консциентализме святая троица
выглядит так:
Бог-Отец –
Разум-Рассудок;
Бог-Сын –
Знание;
Бог-Святой дух –
Справедливость.
Трактуется эта триада следующим образом: не Бог сотворил
Разум-Рассудок, а Разум-Рассудок сотворил Бога и Бог этот – Знание. Высшим
проявлением Знания, его воплощением в жизни, является
Спра-Вед-ливость-способность справлять дела по знанию-истине.
Я знаю, что Человечество не научилось правильно пользоваться
своим Разумом-Рассудком, но я свято верю, что оно может это сделать и
непременно сделает. В противном случае оно погибнет. Ни любовь, ни красота, ни
что-то другое не смогут спасти Мир, только Разум-Рассудок способен на это.
Я знаю, что рождённое Разумом-Рассудком Знание ещё далеко от
Истины, но я свято верю, что оно рано или поздно станет таковым. Нужно только
стараться хотя бы понемногу очищать Знание от лжи.
Я знаю, что люди не всегда справедливы, но я свято верю, что
Справедливость существует и что рано или поздно она победит. Нельзя допустить,
чтобы победила несправедливость.
И я свято верю, что это возможно!
[1]
Источник: https://kokshetau.asia/socialnews-mobile/54464-150-let-so-dnya-rozhdeniya-vladimira-ilicha-lenina
(22.04.2020).
[2]
Цит. по: Никишов С. Ленин о богостроительстве и богоискательстве // Наука и
религия, 1979. №4. – Имеется электронный аналог:
http://www.etheroneph.com/antireligiya/199-lenin-o-bogostroitelstve-i-bogoiskatelstve.html
(14.01.2020).
[6] Библейские
пророки – Упорядоченный список пророков в Танахе. – URL: https://russia.hidabroot.org/article/443
(01.04.2020).
1.ИНТЕРЕСНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.
ОтветитьУдалить2.НЕСКОЛЬКО КАТЕГОРИЧНО РЕШАТЬ ЗА СВЯЩЕННИКОВ, ЧТО ОНИ ДУМАЮТ О БОГЕ.
3. АБСОЛЮТНО СОГЛАСЕН С ТЕРМИНОМ "СЛЕПАЯ ВЕРА", С МИРОВЫМ ЗНАЧЕНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ТО ЧТО КОММУНИЗМ МОЖНО ОТНЕСТИ ПО НЕКОТОРЫМ ПРИЗНАКАМ К РЕЛИГИИ.
4. НЕ ПОНЯТНО, КТО МОЖЕТ СТАТЬ АПОСТОЛАМИ НОВОЙ РЕЛИГИИ. МЕХАНИЗМЫ ЕЁ ЗАРОЖДЕНИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ЧЕМ ОНА СМОЖЕТ "ЗАЦЕПИТЬ" СВОИХ АДЕПТОВ?
1. Системный подход на сегодня представляется самым адекватным и эффективным для анализа социальных систем. Это мой любимый инструмент.
Удалить2. Что касается священников, то это моё предположение и, по всей видимости, верное: ни один не возразил. Если бы такие объявились, я бы предложил им пройти проверку на детекторе лжи (полиграфе). Думаю, ни один из них такую проверку не пройдёт. Тот, кто читал Библию и хотя бы один Евангелие и знает их не понаслышке, не может верить. Вера – прерогатива тех, кто не знает.
3. Служители культов (особенно христианского) утверждают, что без веры жить нельзя, подразумевая под этим веру в бога. Это – чистой воды софизм (от греч. sophisma – хитрость – формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики). Жить без веры действительно нельзя. Но не веры в бога, а без веры как доверия. Всё знать и проверить все знания на истинность невозможно. Нужно кому-то доверять. Не слепо верить, а доверять! Доверять можно только тем, кто этого заслуживает. А это те, чью информацию можно верифицировать. В первую очередь, это – наука (да и то не вся).
4. О необходимости новой религии сегодня говорят многие. Я – один из них. При этом, в отличие от остальных, я знаю, что из себя должна представлять эта религия и каково должно быть её содержание, и получается, что я – один из её апостолов. Чем «зацепить»? Верой в Разум и Волю Человека! Я верю, что Человек достиг такого уровня развития, при котором его Разум-Рассудок способен постичь Истину, а Воля – поступать в соответствии с Истиной, т. е. по Справедливости. И чем больше нас таких – верующих в Разум и Справедливость – будет, тем скорее мы сможем превратить в Рай Землю, которую несправедливые недоумки уже, практически, превратили в Ад.
"Справедливость" хороший мотиватор. Сможет "зацепить". Правда для этого нужно уточнить понятийный аппарат. Справедливость, Рай, Ад, - все это воспринимается (осознается) каждым по своему. Возьмем, например, президента и простого гражданина, олигарха и нищего, смертельно больного и здорового человека, грабителя и жертву. У них разная справедливость (. или?)
УдалитьПонятийный аппарат – основа основ теории, но не религии. Ни у одной из ныне существующих религий нет чёткого понятийного аппарата. В этом их сила и… их слабость. Для слабых умов – сила, для сильных умов – слабость.
УдалитьСоздать строгий понятийный аппарат может только умный, грамотный, порядочный человек. А ещё он должен быть одержимым стремлением к Истине, т.е. филоалитейистом (от греч. фило – любовь и истина – алитейя). И постичь Истину может только умный, грамотный и порядочный человек. Получается, что умные, грамотные и порядочные люди должны объединиться и создать такой аппарат.
Первую попытку создать строгий понятийный аппарат предприняли коммунисты, но колоссальный фанатизм, переросший затем в не менее колоссальный догматизм, не позволили добиться успеха.
Бог, Рай, Ад и прочие теологические и теософские понятия – абстракции. Их нельзя ни воспринять, ни осознать. Их можно только выдумать (придумать), чем и занимается каждый адепт любой религии. Ни один из них не видел ни Бога, ни Рая, ни Ада, но все утверждают, что они есть и что они знают, что это. Откуда? Но при этом все (здравомыслящие люди) знают, что существуют Разум, Рассудок и Воля. Никого не нужно убеждать, что они существуют!? Предмет веры здесь только Справедливость. Одни верят, что она есть, другие, что её нет. Я верю, что она есть, и что она одна! Истина – всегда одна. И поступок, совершённый в соответствии с Истиной – один. Задача здесь – найти истинное знание и поступить в соответствии с ним.
А вся проблема в том, что каждый смотрит на мир через свою «амбразуру» и ему только кажется, что то, что он видит – истина. Об этом ещё Платона в своём «Мифе о пещере» писал. 2,5 тысячи лет прошло, а «воз» и ныне там. Не пора ли выйти из пещеры и посмотреть на Мир открытыми глазами?
Геннадий Альбертович, обратите внимание на книгу Эвальда Васильевича Ильенкова "Об идолах и идеалах": http://libelli.ru/works/idols/4.htm
ОтветитьУдалитьНекоторые идеи пересекаются с Вашими.
Как ни странно, сходство действительно есть, несмотря на то, что я работы Ильенкова никогда не читал. Но сходство — действительно только в некоторых местах и чисто внешнее. Вот откуда он взял, что "«Бог» – это Человек, каким он должен быть или стать в результате своего собственного самоусовершенствования"? Бог – это тот, кто говорит (причём не сам, а через пророков) что нужно делать, чтобы стать тем, кого он считает идеалом. Причём, выполняя все требования бога (читай – пророка), ты станешь не идеалом, а всего лишь богоугодным (по представлениям пророка) человеком. Бог, во всех религиях, в которых он есть, равнодушный и жестокий, и у него совсем другое происхождение, другие функции и задачи (он мне сам об этом говорил). Есть у Ельенкова в этой работе ещё масса не очень логичных и необоснованных тезисов. В моей эпистеме ничего подобного нет. Я – технарь по базовому образованию и это помогает мне гораздо глубже понять многие физические процессы и выстраивать логические связи между объектами и явлениями. У профессиональных философов (оксюморон) много лирики и словоблудия и мало логики и смысла.
ОтветитьУдалить