В статье уточняются дефиниции терминов «антинаука», «квазинаука»,
«псевдонаука», приводится два варианта классификации понятий, обозначаемых
этими терминами, высказывается предложение по формированию правильного, с точки
зрения автора, отношения к различным видам познавательной деятельности и их
представителям.
Abstract: the article specifies the definition of the terms "anti-science", "quasi-science ", "pseudoscience" gives two types of classification concepts denoted by these terms, it is proposed to develop right attitudes to various types of cognitive activity and their representatives.
Keywords: science,
anti-science, quasi-science, pseudoscience.
Разговоры о лженауке и
необходимости борьбы с ней ведутся в России уже давно. Создана даже Комиссия
РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, которая на
регулярной основе издаёт свой журнал, целиком посвящённый этой проблеме.
Десятки неравнодушных учёных в различных изданиях (в т.ч. и в Интернете)
высказывают своё мнение по данной проблеме. Желание высказаться по этому вопросу было и у меня, но, как часто бывает,
постоянно находились более важные дела. Толчком к написанию данной
статьи послужила статья профессора М.Я. Амусьи «Антинаука, квазинаука,
псевдонаука (Невежество на марше, а
потому «прошу к столу – вскипело!»)», опубликованная на сайте «Электронный
научный семинар» [1].
В целом, я разделяю справедливое
негодование автора статьи по поводу «распространения всевозможных домыслов,
паразитирующих на науке, и только по виду и неуместно применяемым терминам
связанных с нею» [1].
Вину за это Мирон Янкелевич возложил
на:
безответственных авторов;
множество поглотителей любой
«информации»;
вновь народившееся племя
«рассыльщиков», которые пересылают по широкому списку всё, что им попадается.
Учитывая то, что в науку (если
считать таковой философию) сам я пришёл довольно поздно (поступил в аспирантуру
в 47 лет, а защитился в 50) и готовился, в основном, самостоятельно (по
учебникам, словарям и энциклопедиям), по привычке я попытался уяснить, о чём и
о ком идёт речь в статье. Тем более что в самом её начале М.Я. Амусья заявил,
что у него «возникло желание высказаться на тему того, что можно именовать
псевдонаукой, квазинаукой или антинаукой и занятыми ими не учёными, или
попросту неучами» [1]. Но прочитав статью, я так и не нашёл определений
понятий, обозначаемых терминами «антинаука», «квазинаука», «псевдонаука», и не
понял, кому направлено столь эмоциональное послание (не считая Петрика).
Нашёл несколько категорий субъектов,
на которых пал гнев автора. Это:
- авторы домыслов;
- дилетанты;
- неучи;
- шарлатаны;
- жулики.
Все они, по мнению Амусьи, «в
полной мере пользуются благами информационного прогресса» [1], т.е. Интернетом,
и виновны в распространении анти и псевдонауки.
Определений понятий «антинаука»,
«квазинаука», «псевдонаука», как было уже отмечено выше, в статье я не нашёл,
но нашёл признак, который, по мнению М.Я. Амусьи, характеризует
псевдонауку: «вернейшая черта псевдонауки – претензия на полный переворот в
существующей системе знаний» [1]. Предложение новой картины мира, по его
мнению, тоже являлось признаком псевдонауки.
Прочитав это, я расстроился: в
конце 2017 года вышла в свет моя монография, в которой я претендую на полный
переворот в представлении о физической сущности информации, а также предложил
новую – информационную – модель Мира, т.е. модель, включающую и раскрывающую
категорию «информация» [2].
К счастью, до этого какой-то
устоявшейся и общепринятой модели не было. Была мозаика из околонаучных
суждений и высказываний по поводу феномена под названием «информация», но
единой теории и научной картины мира, включающей информацию, не существовало. Я-то
как раз и думал, что предложенная мной концепция информации носит научный
характер, а всё, что было написано/сказано по поводу информации раньше, это и
есть псевдонаука, квазинаука и антинаука.
Желание разобраться, к какой
категории относится то, что написал я, ещё больше подвигло меня к поиску ответа
на вопрос: что есть антинаука, квазинаука и псевдонаука?
Очевидно, что для того чтобы
определить, что есть антинаука, квазинаука и псевдонаука, нужно сначала
уяснить, что же такое есть собственно наука, т.е. то, что лежит в основе этих
понятий и является их инвариантом.
Словарных определений понятия
«наука» оказалось очень много. Единого, признаваемого всеми, к сожалению, найти
не удалось.
«Наука» в разных словарях
определяется по-разному: это и сфера деятельности, и область культуры, и система
знаний, и вид деятельности:
- сфера деятельности
человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация
знаний о действительности (Краткий
словарь философских терминов);
- область культуры,
связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о
природе, обществе и человеке (Энциклопедия культурологии);
- система знаний о
закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах
планомерного воздействия на окружающий мир (Толковый словарь Ушакова);
- особый вид
познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно
организованных и обоснованных знаний о мире (Энциклопедия эпистемологии и философии науки).
Проанализировав эти
определения, я пришёл к выводу, что они не противоречат друг другу, а дополняют
друг друга, и между ними нужно поставить знак конъюнкции («и»). Другими
словами, наукой следует называть только то, что отвечает сразу всем критериям,
перечисленным в приведенных выше определениях.
Дальше, чтобы определиться с
понятиями «антинаука», «квазинаука» и «псевдонаука», нужно было уяснить, что
означают приставки «анти», «псевдо» и «квази».
Из тех же словарей узнаём,
что:
анти – (греч. anti – против). Приставка, употребляемая с другими
словами, для означения противоположности или противодействия [3];
псевдо – (от греч. pseudos
ложь). Частица, приставляемая впереди некоторых слов и придающая им значение
фальшивости, ложности, равнозначащее нашему: лже [3];
квази (лат. quasi как будто,
будто бы) приставка, соответствующая по значению словам мнимый, ненастоящий, напр.: квазинаучный, квазиученый [4].
Соединив приставки с корневым
словом, получаем следующее:
антинаука – противоположность
науки (противонаука);
квазинаука – мнимая наука
(как будто наука);
псевдонаука – фальшивая наука
(лженаука).
Теперь стало понятно, что квазинаука
и псевдонаука – это, всё-таки, науки, а вот антинаука – это однозначно не
наука, её прямая диалектическая противоположность. Думаю, с пониманием того,
что отвечает этому признаку ни у кого не будет затруднений: совершенно
очевидно, что это религия.
Религия – это единственная и
сфера деятельности, и область культуры, и система знаний, и вид деятельности, и
социальный институт, однозначно подпадающий под определение антинауки и
являющийся таковым по своей сути. Несмотря на то, что современная европейская
наука в какой-то степени вышла из стен монастырей, это не было заслугой
церкви. Наука развивалась вопреки церкви,
какой бы эта церковь ни была. Просто и в стенах монастырей встречались
любознательные субъекты, стремящиеся к знаниям, а не довольствующиеся ложными
догматами. О том же, как боролась церковь на протяжении своего тысячелетнего
существования со светской наукой, особенно напоминать не приходится: Сократ,
Галилей, Бруно и тысячи других отравленных, сожжённых, повешенных, замученных,
гонимых.
Но религия сегодня, если
можно так сказать, противоположность пассивная. В объём же понятия «антинаука»
входит не только просто её противоположность, но ещё и противодействующая, т.е.
противоположность активная: нечто не только противостоящее, но и
противодействующее науке. С пониманием того, какой институт/вид деятельности
обладает данным признаком, по-моему, у подавляющего большинства читателей
возникнут проблемы. Мало кому придёт в голову, что это и есть та самая Комиссия
РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. И здесь нет
ничего анти-, псевдо- или квазинаучного. Этот вывод вполне логично вытекает из
рассуждений по законам формальной логики: Комиссия борется с лженаукой;
лженаука – хоть и ложная, но наука (как и псевдонаука); следовательно, Комиссия
борется с наукой; борьба с наукой (какой бы она ни была) – антинаука. Вывод:
Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований –
самый, что ни на есть, антинаучный институт, а её деятельность – чистой воды
антинаука.
Для корректности рассуждений
стоило бы ввести ещё одно понятие – настоящая наука. Наука – родовое понятие, в
объём которого входят видовые – псевдонаука, квазинаука и, допустим, прагматнаука
(от греч. pragmatikí epistími – настоящая наука). Антинаука, как я уже отметил
выше, к науке не имеет никакого отношения и в объём понятия «наука» не входит.
Чтобы разобраться, к каким из
перечисленных выше категорий относятся те или иные виды познавательной
деятельности, я свёл их в таблицу, в которой по горизонтали указал признаки
науки, а по вертикали виды познавательной деятельности, претендующие на
системность полученного в результате знания. В ячейках таблицы при наличии
соответствующего признака у соответствующего вида познавательной деятельности я
ставил знак «+», при отсутствии – знак «–».
В зависимости от совокупности признаков у видов познавательной деятельности я
определял их отношение к науке (Табл.1).
В данной таблице нет
искусства как вида познавательной деятельности, потому что искусство таковым
никогда не было и не будет, несмотря на мнения некоторых авторитетных деятелей,
в том числе, и учёных. Искусство не призвано добывать знание, его главная
задача – выражение. Науки, предметом исследования которых является искусство,
имеют место быть, имеют право называться науками и входят в блок «гуманитарные
науки», но само искусство как сфера деятельности, область культуры, система
знаний и вид деятельности к науке имеет отношение только как потребитель и,
иногда, выразитель её достижений. Другими словами, искусство не призвано изучать
что-либо и потому не относится к виду познавательной деятельности. Оно только
выражает отношение автора произведения к некоторому фрагменту хорошо, если
знаний о реальной действительности, которые у деятелей культуры, как правило,
весьма и весьма ограничены, а чаще – представлений о ней, которые у них весьма специфичны.
Таблица
1. Соотношение признаков науки у различных видов познавательной деятельности
Признак
науки
Вид
познавательной
деятельности
|
Сфера
деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о
действительности
|
Область
культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы
знания о природе, обществе и человеке
|
Система
знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах
планомерного воздействия на окружающий мир
|
Особый
вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных,
системно организованных и обоснованных знаний о мире
|
Отношение
к науке
|
Естественные науки
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Прагматнаука
|
Технические науки
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Прагматнаука
|
Гуманитарные науки
|
+
|
+
|
+
|
–
|
Квазинаука
|
Эзотерика
|
+
|
+
|
–
|
–
|
Псевдонаука
|
Религия
|
–
|
–
|
–
|
–
|
Антинаука
|
Результат меня поразил и
заставил несколько усомниться в его правильности: а всё ли я сделал по
правилам, правильно ли определил наличие/отсутствие соответствующего признака и
правильно ли определил в итоге отношение соответствующего вида познавательной
деятельности к науке. Перепроверил. Ошибок не нашёл. Тем не менее, решил
убедиться и составил ещё одну таблицу с несколько иными параметрами.
В некоторых учебниках
философии к признакам науки авторы относили наличие:
- объекта познания;
- специально
подготовленного субъекта;
- специального метода;
- специфического языка.
Я добавил ещё один признак – «результат»,
в качестве которого решил принять полученное в результате познавательной деятельности
знание. То, что у меня получилось (Табл. 2), поразило меня ещё больше и
укрепило в сознании правильности проделанной работы и сделанных по её результатам
выводов.
Таблица
2. Признаки науки у различных видов познавательной деятельности
Вид
познавательной деятельности
|
Объект
познания
|
Спец-но
подгот-й субъект
|
Основной
метод
|
Язык
(сленг)
|
Результат
|
Отношение
к науке
|
Естественные
науки
|
природа
|
+
|
наблюдение,
эксперимент,
расчёт
|
+
|
Практическое
(конкретное)
знание
|
Прагматнаука
|
Технические
науки
|
механизмы
|
+
|
+
|
|||
Гуманитарные
науки
|
общество
и человек
|
+
|
наблюдение,
логика
|
+
|
Спекулятивное
знание
|
Квазинаука
|
Эзотерика
|
природа
и человек
|
+
|
наблюдение,
интуиция
|
+
|
Мистическое
знание
|
Псевдонаука
|
Религия
|
бог
|
+
|
фантазия,
вера
|
+
|
Фантастическое
знание
|
Антинаука
|
Очевидно, что такие признаки
как наличие специально подготовленного субъекта и специфического языка не
являются информативными. Они присущи любому виду профессиональной деятельности
и даже преступности («воры в законе» и «феня»). Информативными признаками здесь
являются: объект познания, основной метод и результат познавательной
деятельности.
Результат очень жёстко
коррелируется с целью познания. Цель деятельности во многом определяет её
результат. И вот здесь кроется главная, с моей точки зрения, причина всех
проблем. Это – подмена целей. Не знаю, как обстоят дела в других странах, но в
России сегодня основная цель подавляющего большинства людей, занимающихся
наукой, не получение новых объективных знаний о природе, обществе, человеке, а
получение соответствующей научной степени и/или научного звания. Эта цель, в
свою очередь, жёстко коррелируется с получением соответствующего статуса и
денег. И речь здесь стоит вести не о лженауке, а о лжеучёных. Правда, при этом
необходимо учитывать, что учёный – это не только добытчик (генератор) нового
знания, но и учитель (популяризатор), и хранитель (систематизатор), и человек,
призванный реализовать знание на практике. А главный вред (здесь я полностью
согласен с А. Воином) состоит не в том, что государство тратит деньги на
зарплату псевдоучёным, а «в ментальной деградации общества, приводящей к тому,
что все процессы в нем и прежде всего политические и экономические текут не
так, как в обществе с нормальной ментальностью» [5].
Наука, даже если ею
занимается лжеучёный, не становится лженаукой. Аналогично тому, как если
лжеводитель садится за руль автомобиля, то от этого автомобиль не становится
лжеавтомобилем. Равно как и наоборот: если за руль игрушечного автомобиля
садится профессиональный водитель, от этого автомобиль не становится настоящим.
Если наукой занимается
лжеучёный, то он создаёт лжетеорию (лжеучение), но не лженауку. С моей точки
зрения, это нужно очень чётко понимать и очень чётко различать.
Научное знание в подавляющем
своём большинстве состоит именно из лжетеорий. И в этом нет ничего плохого.
Именно это качество теорий позволило К. Попперу выдвинуть свою теорию
фальсификации. Более того, главным критерием теорий является не
истинность/ложность.
Теории вообще не могут быть
ни истинными, ни ложными!
Теории могут быть правильными
(созданными по правилам) или неправильными (созданными с нарушением правил), а
также хорошими (объясняющими большее количество (в идеале – все) наличных
фактов, процессов, явлений, имеющими хорошие прогностические свойства) или плохими
(объясняющими некоторые наличные факты, процессы, явления, имеющими слабые
прогностические свойства). Истинными/ложными могут быть только конкретные
знания (данные) [2, 103]. При этом, по логике, неправильные теории могут давать
истинные данные, а правильные – ложные.
Даже если придерживаться
традиционного подхода и традиционной терминологии, то т.н. «истинных» теорий,
на самом деле, единицы. Я знаю таких всего несколько – геометрия Евклида;
теория всемирного тяготения Ньютона; сопромат и …, наверное, есть ещё одна-две.
Всё остальное – лжетеории, включая теорию относительности Эйнштейна, квантовую
физику, теорию большого взрыва, теорию тепловой смерти Вселенной, теорию струн
и т.д., и т.п. А что можно придумать более анти-, псевдо- и квазинаучного, чем рассуждения
о т.н. тёмной энергии? Энергия – скалярная величина и такого феномена – энергия
– в природе не существует, но сотни, а то и тысячи учёных, в т.ч. академиков,
на полном серьёзе ведут речь об этой – оторванной от материи и непонятно как
без неё существующей – энергии. Ими впору уже заниматься не комиссии по
лженауке, а психиатрам. Но, к сожалению, ничего подобного мы не наблюдаем.
Важно также понимать, что
принадлежность знания к категории «научное» не гарантирует его истинности! Иногда
интуитивно постигаемое знание оказывается более достоверным, нежели научно
обоснованное. Яркими подтверждениями этого тезиса являются, например, чжен-дзю терапия
и шиатсу.
«Наивные люди думают, что наука – это такая
очень умная область, где трудятся исключительно выдающиеся умы, и их
деятельность направлена исключительно на благо человечества, а результаты их
деятельности – это несомненные истины, всю глубину которых неспособен понять
обычный человек (собеседник), а потому он должен смиренно преклонить голову
перед блестящими достижениями лучших представителей Homo Sapiens», - пишет в
своей статье П. Котельников [6].
Кстати, в цитируемой мной
статье, Котельников приводит свою классификацию «групп людей», занимающихся
наукой. Классификация эта, конечно же, имеет право на существование и
заслуживает изучения, но, главное, она наглядно демонстрирует, что только
незначительная толика учёных занята добычей истинного знания, а подавляющая их
часть занята добычей денег.
Но сейчас не об этом. Сейчас
– о том, как с этим бороться.
Я считаю, что бороться нужно!
Но не с тем, что сейчас называют лженаукой (тем более такими методами, как
предлагает, например, Е.Б. Александров [7]) и даже не с лжеучёными.
Бороться нужно не «против», а
«ЗА»!
За качество подготовки тех,
кто идёт в науку!
За качество статей и
диссертаций, которые они пишут!
За качество проведения
научных конференций!
За качество процедур защиты
диссертаций!
И так далее и тому подобное.
Русскоязычные «научные»
журналы, сборники «научных» статей, выступления на «научных» конференциях в
подавляющем своём большинстве – сборники квазинаучного хлама, «кладбища
статей», как шутят некоторые молодые учёные. Почему так происходит? В первую
очередь потому, что сегодня в высшей школе всех подряд заставляют писать эти
пресловутые «научные» статьи. Болонская система обязывает. Наверное, даже не
болонская система, а её специфическая трактовка российскими чиновниками от
науки. Я как-то, перефразируя Л.Н. Толстого, по этому поводу писал: научные
статьи должен писать не тот, кто может их писать, а тот, кто не может не
писать! Научные статьи должны писать те, кому есть, что сказать нового, кто
хочет обсудить с коллегами новые идеи, услышать их советы и замечания,
поделиться своими идеями. Нельзя из науки делать обязаловку! Проходили уже.
Жизнь показала и доказала несостоятельность такого подхода даже на
производстве. Для науки это не только неэффективно, это – губительно! Но именно
это делают российские чиновники от науки. Зачем? Почему?
Целиком и полностью согласен
с доктором И. Хейфецем [8]: никакие комиссии по борьбе с лженауками не нужны!
Они только создают видимость борьбы, а на самом деле они – лжеборцы с
лженаукой. Под видом борьбы с лженаукой они очень даже успешно могут бороться (боролись
и, скорее всего, и сейчас борются) с настоящей наукой. Создание комиссии –
позор! Есть другие – испытанные, прошедшие проверку временем и действительно
эффективные механизмы верификации научной информации – научные конференции,
круглые столы, семинары, рецензирование. Верните им подобающее содержание и все
вопросы борьбы с лженауками и лжеучёными отпадут сами собой! А что происходит
сегодня: слова критического никому сказать на конференции нельзя, обидится, хай
поднимет, в суд пойдёт.
Написал я как-то одному доктору
наук (причём, в личную почту) о наличии в его выступлении на международной
конференции (не просто выступлении, а мастер-классе) грубых методологических и
даже грамматических ошибок. Так он стал угрожать мне обращением в аттестационную
комиссию ВАК с предложением лишить меня научной степени. Я ответил, что готов к
такому повороту событий, только высказал сожаление, что свою правоту мне
придётся доказывать в суде, а не на научной конференции. Больше трёх лет прошло
с того момента, пока тишина. А первое моё выступление на «Электронном научном семинаре»
[9]? Возможно, выступление было излишне эмоциональным, возможно, резковатым, но
по делу же! А реакция на него та же – «сам дурак». И так сейчас, практически, всегда
и везде.
Но ведь только в диалоге
рождается истина!
Не в споре. В споре рождается
драка. Истина рождается в диалоге, реже – в полилоге, т.е. разговоре, ведущемся
подготовленными людьми по специально разработанным для этого правилам. Не будет
диалога, не будет науки! Фундаментальной, во всяком случае. С прикладными
науками дела обстоят несколько иначе, но и им не мешало бы вернуться к
диалогу.
Здесь впору вспомнить
высказывание К.Р. Поппера: «Примирение с противоречием обязательно
приводит нас в этом случае, как и всегда, к отказу от критики, а значит, – к
краху науки» [10, 529]. Эта фраза говорит о том, что известный теоретик науки
считал отсутствие критики губительным для науки, ведущим к её краху.
Свидетелями этого, собственно, мы все сегодня в России и являемся. Возможно, не
только в России. Й. Керн по аналогичному поводу восклицает: «Мы повсюду
имеем дело с молчаливыми соглашениями, а не с научным знанием» [11]. И он, к
сожалению, прав!
Невежды, неучи и шарлатаны в
науке и от науки – порождение социальной системы, а не науки! И бороться с ними
нужно системными методами, а для этого нужно хотя бы чуть-чуть знать системную
теорию, логику, методологию научной и законотворческой деятельности, а ещё
иметь ум, честь и совесть. Причём без трёх последних не будет первых.
Диалектика! Её тоже нужно было бы знать, но, к сожалению, её уже нет в живых: убита
синергетикой – некогда модной, но оказавшейся абсолютно бесплодной в
гуманитарном аспекте, лжетеорией. Как, впрочем, и энтропия, и негэнтропия, и
много ещё чего. Но, несмотря на то, что все эти теории – теории ложные
(лжетеории), все они – теории научные, а, значит, НАУКА.
Кстати, предложенная мной
классификация подвидов науки снимает очень много вопросов, например, таких,
как: является ли наукой философия, история или педагогика? Да, это – науки, но
не прагматические, а квазинауки (математику я тоже отношу к категории
«квазинаука»). Даже эзотерика имеет признаки науки и её нельзя отвергать «с
порога». Тем более что авторитетные учёные сами бывали свидетелями необъяснимых
пока феноменов, видели всё своими глазами и не верить им нет никаких оснований [12].
Куда продуктивнее было бы подтянуть эзотерику до уровня науки. Как? Не знаю!
Нужно думать. Вот только религия с её теософией и теологией никогда не были и
никогда не станут наукой. Но с ними, с моей точки зрения, тоже бороться не
нужно. Разоблачать, как считает Б. Коллендер [13], по-моему, тоже не
стоит. Пусть себе существуют. Параллельно. С ними только не нужно дружить и
пускать к себе в дом. У религии есть свой дом – церковь, а у науки свой – институт
(университет). Пусть каждый живёт в своём доме и по своему уставу и не ходит со
своим в чужой.
Библиографический список:
1. Амусья М. Антинаука,
квазинаука, псевдонаука (Невежество на
марше, а потому «прошу к столу – вскипело!») // Электронный научный семинар.
– Режим доступа: http://www.elektron2000.com/article/1967.html (дата обращения: 03.12.2017).
2. Атаманов Г.А.
Агасофия информации: Природа информации. Информационная модель мира: монография
/ Г.А. Атаманов; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. образования
"Волгогр. гос. ун-т". - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2017. - 122 с.
3. Словарь иностранных слов, вошедших в состав
русского языка. – Чудинов А.Н., 1910. – Имеется электронный аналог:
https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 14.12.2017).
4. Новый
словарь иностранных слов, 2009. – Имеется электронный аналог:
https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 14.12.2017).
5. Воин А. Наука
академическая, альтернативная, лженаука и эпистемология [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.kontinent.org/article.php?aid=4ace7d181c6ed (дата обращения:
12.08.2016).
6. Котельников П. Что такое наука и кто такие учёные? О
некоторых формах псевдонаучного манипулирования сознанием необразованного
человека // Ящик Пандоры. – Режим
доступа: https://pandoraopen.ru/2016-10-12/chto-takoe-nauka-i-kto-takie-uchyonye/
(дата обращения: 29.01.2018).
7. Александров
Е.Б. Феномен
лженауки в современном обществе и меры по противодействию лженаучным
проявлениям // Комиссия РАН по борьбе с
лженаукой и фальсификацией научных исследований. – М.: Наука, Бюллетень № 13–14. – 2014. – С. 9-18.
8. Хейфец И. Выступление на статью Мирона Амусьи // Электронный научный семинар. – Режим
доступа: http://www.elektron2000.com/article/1967/speech/1989.html (дата
обращения: 14.12.2017).
9. Атаманов Г.А. Выступление по статье «Сложность определения понятия информация,
связанная с его многозначностью» // Электронный научный семинар. – Режим
доступа: http://www.elektron2000.com/0157/komm_0157.01.html (дата
обращения: 14.12.2017).
10. Поппер К.Р. Предположения и опровержения: Рост
научного знания: Пер. с англ. / К.Р. Поппер. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО
НПП «Ермак», 2004. – 638 с.
11. «Физики» -
соглашатели купаются в лучах света / По книге Йохан Керн (Johann Kern)
«Разгадка вечных тайн природы», часть 7 «Тайны света». – Режим доступа:
http://ynik.info/2015/02/03/fiziki__soglashateli_kupajutsja_v_luchakh_sveta.html
(дата обращения: 04.01.2018).
12. Гершанович И. Выступление
на статью Мирона Амусьи // Электронный
научный семинар. – Режим доступа: http://www.elektron2000.com/article/1967/speech/1980.html
(дата обращения: 14.12.2017).
13. Коллендер Б. Быть более точным и аккуратным // Электронный
научный семинар. – Режим доступа: http://www.elektron2000.com/article/1967/speech/1981.html
(дата обращения: 14.12.2017)
Комментариев нет:
Отправить комментарий