В теперь уже далёком 2012 году я провёл титаническую работу по анализу
152-ФЗ «О персональных данных» с позиции науки и здравого смысла, результаты
которого были напечатаны в 3-х номерах журнала «Защита информации. INSIDE», а в последующем – в марте 2014 года – размещены в
моём блоге «АГАСОФИЯ».
За
прошедшие 3,5 года статистика просмотров в блоге выглядит следующим образом:
Часть 1
– 4161 просмотров;
Часть 2
– 1933 просмотра;
Часть 3
– 264 просмотра.
Статистика, конечно же, вещь лукавая, но при этом, всё же, наглядная. В
данном случае она наглядно показывает, что у народа есть интерес к 152-ФЗ и его
отдельным положениям. Люди хотят (вольно или невольно) разобраться в
хитросплетениях положений самого закона, понять, что же входит в содержание используемых
в законе терминов, и что они – люди – в связи с этим должны делать. Но я в
своём анализе писал не о том, что нужно делать во исполнение закона, а о том, что
в законе неверно с точки зрения логики и методологии научной и законотворческой
деятельности. Видимо поэтому первую часть просмотрело в 15 раз больше народу,
чем третью: читать, вдумываться, сопоставлять – нудное и кропотливое дело. Не
каждому интересно и не каждому дано. Должна быть сильная мотивация, чтобы
человек выдержал это испытание до конца. Но именно в третьей части, в самом её
конце, я сделал вполне логичный и обоснованный вывод о том, что представляет из
себя упомянутый закон. Это квинтэссенция, апофеоз, кульминация всей проделанной
мной работы и … всего 264 просмотра. Получается, что читали (заходили) тысячи,
а до выводов дошли только десятки. Я решил исправить этот недостаток и привести
выводы в отдельном блоге, тем более что они сегодня находят всё больше и больше
подтверждений, в том числе и на самом высоком уровне (подробнее здесь).
[сделанное в 2012 году мной по результатам анализа
152-ФЗ «О персональных данных» с позиции здравого смысла, методологии научной и
законотворческой деятельности]:
Произвести полный и подробный анализ данного закона с позиции здравого
смысла, методологии научной и законотворческой деятельности не представляется
возможным в силу невероятно большого количества логических, стилистических и,
порой, грамматических ошибок, наличествующих в нем. Тем не менее, даже
выявленных ошибок более чем достаточно для того, чтобы сделать следующие
выводы. Настоящий закон:
- антигуманный, т.к. его целью
провозглашается не защита человека, а защита его прав и свобод, реально же он
не только не защищает ни права, ни свободы, но и ограничивает их;
- антиконституционный, т.к.
устанавливает нормы, противоречащие Конституции Российской Федерации;
- антигосударственный,
поскольку:
а) выстраивает межведомственные препоны;
б) защищает неплательщиков налогов, недобросовестных заемщиков и прочих нарушителей законов и откровенных преступников;
в) обязывает «операторов» принимать совершенно ненужные, но очень дорогостоящие меры по защите никому не нужной информации, и выкидывать таким образом баснословные деньги «на ветер», а не вкладывать их в развитие;
а) выстраивает межведомственные препоны;
б) защищает неплательщиков налогов, недобросовестных заемщиков и прочих нарушителей законов и откровенных преступников;
в) обязывает «операторов» принимать совершенно ненужные, но очень дорогостоящие меры по защите никому не нужной информации, и выкидывать таким образом баснословные деньги «на ветер», а не вкладывать их в развитие;
- коррупциогенный, так как
витиеватый квазинаучный стиль изложения не позволяет однозначно трактовать ни определения
терминов, используемых в законе, ни нормы самого закона, создавая таким образом
недобросовестным чиновникам базу для их вольного толкования и правоприменения;
- методологически
несостоятельный, поскольку игнорирует логику и методологию научной деятельности,
в том числе в области защиты информации и полностью противоречит здравому
смыслу;
- методически неверный:
предлагаемые законом методы неэффективны и крайне затратны;
- стилистически не
соответствует требованиям, предъявляемым к правовым актам: стиль изложения
отличается алогичностью, текст – неточностью определений, размытостью
формулировок, многозначностью их возможных трактовок, отсутствием логических
связей между названиями статей и их содержанием, наличием сложных словесных
конструкций, затрудняющих восприятие, а порой делающих его просто невозможным.
PS: Прошло более 11 лет с момента принятия закона. В
него вносилось огромное (для закона) количество поправок, что говорит о качестве исходного закона и о желании
законодателя его улучшить. Но вносимые поправки не только не исправляли
наличествующие в нём недостатки, но ещё больше усугубляли их. Одна из главных
причин такого положения, с моей точки зрения, кроется в слабой методологической
подготовке нынешних юристов. И я подумал, что произведённый мной анализ мог бы
помочь им, хотя бы в том, чтобы появилось желание взглянуть на этот закон под
другим углом зрения. А потом – чем чёрт не шутит – исправить хотя бы самые
одиозные (а в идеале – все) ошибки. Именно из желания оказать законодателю посильную
методическую и методологическую помощь я и осуществил в своё время весь этот
анализ. Исходя из него же, решил сегодня вернуться к этой теме, но, на этот раз,
с конца, с выводов. Надеюсь, что приведенные здесь выводы послужат толчком к более
глубокому анализу 152-ФЗ со стороны законодателя, а произведенный мной анализ (здесь, здесь и здесь) – помощью в
исправлении наличествующих в законе логических и стилистических ошибок.
Заключение - просто золотом на белоснежном мраморе выбить надо!
ОтветитьУдалить