Начал писать этот пост год назад по случаю просмотренной записи выступления какого-то представителя ФСТЭК на какой-то конференции, но так и не опубликовал. А тут новый повод – Инфофорум-2023. Год прошёл, а проблемы всё те же. Поэтому решил дописать и опубликовать пост в порядке оказания методологической помощи регуляторам в деле реализации очень важной задачи – обеспечении безопасности критической информационной инфраструктуры государства. Получился микс, но тем не менее.
1) при формировании определений понятий «субъект КИИ» и
«объект КИИ» допущена ошибка, которая называется логический круг: субъект –
тот, кто владеет объектом, а объект – то, чем владеет субъект. На удивление,
этого круга не видят не только регуляторы, но и «продвинутые» эксперты. Впрочем,
это вполне понятно: ни те, ни другие не изучали логику, а если и изучали, то не
умеют применять её на практике;
2) незнание «специалистами» законов в области ТЗИ и/или
неумение работать с ними. Я имею ввиду не незнание конкретного закона, а
незнание хитросплетений российского законодательства. Так, согласно букве
российского закона (т.е. буквальной или даже буквоедской трактовки российских
законов) сегодня практически все юридические лица (далее – ЮЛ) и индивидуальные
предприниматели (далее – ИП) – субъекты КИИ. Почему? Потому что согласно 149-ФЗ
«ИС – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её
обработку информационных технологий и технических средств». Следовательно,
система «банк-клиент» – информационная
система, функционирующая в банковской сфере. Она на законном основании есть у каждого ЮЛ и ИП. Отсюда все ЮЛ и ИП –
субъекты КИИ, а все их ИС – объекты КИИ.
2. Судебная практика по 187-ФЗ полностью дискредитировала
понятие «КИИ РФ», хотя бы потому, что главные источники угроз КИИ РФ:
- недоучившиеся школьники,
- недобросовестные менеджеры низшего звена,
- медсёстры,
- помощники машинистов
и прочая «мелочь».
При этом не наказан ни один руководитель ни одного субъекта
КИИ! Хотя именно они – руководители – виновны в совершении всех без исключения
преступлений и по факту, и по закону (и, если исходить из ст. 274.1 УК РФ, должны
быть наказаны как минимум на 20% сильнее злоумышленников).
3. Подход к оценке вреда КИИ, как к вреду имущественному –
абсурд! Но такой подход имеет место и продолжает обсуждаться и усугубляться. А ведь
187-ФЗ не о безопасности субъекта экономической деятельности, а о безопасности
государства. И здесь должен быть совсем другой подход – защита значимых для
государства ИС от блокирования их работы и возможности перехвата управления ими
со стороны противника.
4. Давно необходима и смена парадигмы управления отраслью с
сертификации продукта на лицензирование производителя и с плановых проверок
бумаг на расследование инцидентов. Сертификация продукта – дорогостоящий,
трудоёмкий и длительный процесс. Пока продукт сертифицируется, он уже устарел и
новую версию нужно опять сертифицировать. Вместо этого должны быть
лицензированные производители, все продукты которых априори сертифицированы. «Доверенные
производители» или «производители доверенного продукта».
5. Предложения ФСТЭК, изложенные в проекте ФЗ «О внесении
изменений в КоАП» – очередной индикатор непонимания сущности проблемы
работниками регулятора: какова всё-таки цель – защита КИИ или сбор штрафов? Предлагаемые ФСТЭК меры не ведут к повышению
уровня безопасности КИИ. И вообще, своеобразный подход регулятора к проблеме –
главная причина на пути решения задачи защиты КИИ РФ. Это наглядно высветил
прошедший недавно в Москве форум (и прошлогодний, и нынешний): бизнес ждал конкретных
советов и рекомендаций по обеспечению безопасности информационной
инфраструктуры в современных условиях, а вместо этого – результаты проверок и сожаления
по поводу несвоевременного представления (и представления недостоверной)
информации субъектами КИИ. России объявлена кибервойна, а они всё про проверки.
Субъектам КИИ нужна помощь, а их пугают штрафами и уголовным наказанием. Враг
наказывает тем, что нарушает работу, а свои вместо того, чтобы помочь субъекту
(не какому-нибудь, а КИИ), его ещё и штрафуют.
6. Недостаток в методических рекомендациях по реализации
требований 187-ФЗ пытаются компенсировать министерства, ведомства и разные
ассоциации. Но их рекомендации по вполне понятным причинам выглядят (скажу
мягко) странно. Когда «точать сапоги» берётся «пирожник», ничего хорошего ждать
не приходится. А регулятор, который должен быть главным методологическим
центром и источником реальных рабочих рекомендаций, талдычит про проверки.
7. Нынешняя ситуация ярко высветила недостатки принятой на
сегодня парадигмы. Жизнь как нельзя ярче показала, что главная угроза – это не
НСД и не утечка информации, это – нарушение/прекращение деятельности
предприятия!
Перейти на новую парадигму по щелчку не получится:
1) системы, выстраиваемые предприятиями годами, в
одночасье, тем более без нарушения функционала, перестроить невозможно;
2) перевести АСУ ТП в закрытый контур невозможно, хотя бы
потому, что на это нет средств и времени;
3) отказаться полностью (а где и частично) от использования
иностранных ПО, железа, мессенджеров невозможно и, опять же, где альтернатива?
4) импортозамещение –
отдельная тема.
8. Подключение предприятий негосударственной формы собственности к ГосСОПКА стоит (огромных) денег. Предприятие – субъект КИИ и его функционирование критично для государства, а подключение к ГосСОПКА – частное и высокозатратное дело самого предприятия. Разве это не странно? Разве не естественно было бы подключить предприятие к ГосСОПКА бесплатно, если оно действительно субъект КИИ? Предприятия наперегонки стали бы слать документы регулятору, а те смотрели бы и отбирали, кто субъект КИИ, а кто нет. Субъект – подключили к ГосСОПКА и помощь 24х7. Не-субъект – защищайся сам.
Всё просто…
Геннадий Альбертович, Вы будете возможно удивлены, но отсутствие субъект-объектных связей прослеживается даже в таких документах как проект Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении положения о государственной системе защиты информации в Российской Федерации» (в свободном доступе :) ) В проекте документа не говорится не только о субъекте управления ГСЗИ, но и полностью исключен сам смысл управления...
ОтветитьУдалитьЯ не читал проект. Попытался его найти, не получилось и я оставил и без того не очень активные попытки. Прочту, когда примут.
ОтветитьУдалить