понедельник, 16 января 2017 г.

О цене и ценности информации

   В статье подвергается сомнению справедливость распространённого тезиса о повышении в современном – так называемом «информационном» – обществе цены и ценности информации. Утверждается, что современном – тотально информатизированном – обществе значительно повысились не цена и ценность информации, а значение навыков и умений работать с информацией, управлять информационными потоками.

 
   The Information Price and Value
    The article questioned the validity of the thesis of the widespread increase in today – the so-called “information” – the price and value of the information society. It is alleged that in the modern – totally computerized – not the society significantly increased price and the value of information, and the value of skills and abilities to work with information, control the information flow.
 
 
  Фраза: «информация является самым ценным товаром в современном мире», сегодня употребляется очень часто. Особенно в статьях и диссертациях, посвящённых информационной безопасности и защите информации, например в [1]. Кроме того, нередко, например в [2], поднимается ещё один довольно интересный вопрос: сколько стоит информация? При этом автор упомянутой статьи считает, что информация «не имеет стоимости, но имеет ценность» и что «информация нематериальна и не может оцениваться так же, как и материальные объекты». И это тоже довольно распространённое мнение.
   Попробуем разобраться, насколько это мнение справедливо. Не в смысле нематериальности информации. Этот тезис даже обсуждать не стоит в силу его очевидной абсурдности: в мире всё материально, в том числе и информация. Это – аксиома. Тот, кто с этим не согласен, попадает в логическую ловушку: реально объекта нет, а вполне реальная цена у него есть!? Продают то, чего нет? Мошенники, да и только!
   Думаю, логично в этой ситуации начать анализ (как и положено в таких случаях) с уточнения значения ключевых терминов – цена, ценность, стоимость.
   Что такое цена?
   Согласно словарям, цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По своей сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги [3].
   А что такое стоимость?
   Стоимость – это выраженные в деньгах затраты на производство и реализацию товара, а также содержание рыночных отношений между участниками рынка. Стоимость в статистике – произведение цены товара на его количество. Стоимость в повседневной речи – цена товара, затраты на приобретение. Близко к терминам «затраты», «себестоимость» [3].
   Если исключить из этих определений логические ошибки, получится, что:
   стоимость – затраты производителя на производство товара;
   цена – затраты покупателя на приобретение этого товара.
   И цена, и стоимость, как правило, выражаются в денежных единицах. Но, «как правило» не означает «всегда». Особенно это касается цены. Иногда она выражается в таких не вполне материальных и не всегда поддающихся счёту единицах как честь, совесть, жизнь, что нашло отражение в выражениях: «цена поступка – честь», «цена риска – жизнь» и т.п.
   Хотя часто и таким феноменам как честь, жизнь, совесть и другим, им подобным, находятся выраженные в деньгах эквиваленты.
   А вот ценность, ни при каких условиях, выразить в деньгах нельзя! Потому что ценность – это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. При этом необходимо особо отметить, что значимость и полезность присущи объектам не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными (Здесь и далее подчёркнуто мной – Г.А.) оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность [4].
   То есть, ценность – категория исключительно субъективная. Наличие интересов и потребностей – вещь объективная, а их содержание – субъективная, причём обусловленная множеством разнообразных факторов от физиологии организма, типа нервной системы, возраста, времени года и погоды до воспитания и даже настроения.
   И как, интересно, в этих условиях определить ценность информации?
   А никак!
   Вернее, ценность информации не может быть определена раз и навсегда и одна для всех. Ценность информации носит исключительно индивидуальный и ситуационный характер и, следовательно, будет меняться с той скоростью, с которой изменяется ситуация.
   Вы случайно на противоположной стороне улице увидели своего старого друга, окликнули его, и он на радостях кинулся к вам через дорогу. Но вы боковым зрением увидели, что по дороге на полной скорости мчится автомобиль, которого он не видит. Если вы успели вовремя крикнуть ему: «Стой! Машина!», то у вас есть шанс на радостную встречу, а если нет, то либо вы вообще видели его живым в последний раз, либо ваша встреча перенесётся в реанимацию.
   Какова ценность такой информации?
   Ответ однозначен: она огромна для вашего друга, ценна для вас настолько, насколько вам ценен ваш друг, и не имеет, практически, никакой ценности для остальных прохожих. А через считанные секунды та же самая информация превратиться в абсолютно бесполезную для всех. Почему? Изменилась ситуация: автомобиль проехал. Причём ситуация будет меняться со скоростью мчащегося автомобиля.
   А сколько стоит такая информация?
   Будете вы определять и, главное, торговать такой информацией? Мне даже сам вопрос представляется кощунственным, но тысячи и миллионы специалистов в области информации и информационных технологий, рассуждают об увеличении цены и ценности информации в современных условиях по сравнению с предыдущими временами. В чём состоят объективные причины явления, о котором они говорят? Где объяснения?
   Что, интересоваться чем-то люди стали сильнее, чем раньше? Кто готов сейчас отдать полцарства в обмен на способность понимать язык зверей? Да, это сказка, но в ней-то намёк. Сейчас даже в сказках ничего подобного нет. А кто готов идти пешком зимой из Архангельской области в столицу за знаниями, как некогда Ломоносов? Вы думаете, раньше потребность в научной информации была меньше?
То, что сегодня больше людей интересуется бесполезной, а то и откровенно вредной информацией, – бесспорный факт. Но это объясняется довольно просто: резко увеличилось население планеты и резко выросли возможности по сбору, трансформации и передачи информации. Процентное соотношение интересов, равно, как и потребностей, я думаю, если и изменилось, то незначительно. Вот только возможностей спекулировать на интересах публики и формировать/трансформировать её потребности для чьей-либо выгоды стало действительно больше.
   Зато научная информация за последние десятилетия существенно обесценилась, особенно это касается фундаментальных и социальных наук. Например, сегодня в России преданы анафеме и забвению исторический и диалектический материализм, и многие другие выдающиеся достижения фундаментальных наук об обществе. Информация прикладных наук иногда бывает востребована, но её потребителя ещё нужно найти. При этом даже очень заинтересованный потребитель не станет спешить платить за неё большие деньги.
   О снижении цены и ценности информации в современном нам мире можно судить и по степени наказания за её утрату и/или так называемую утечку. Если ещё в 15 – 17 веках, не говоря уже о более ранних периодах истории, за разглашение всего лишь, как сказали бы сейчас, коммерческой тайны или ноу-хау, людей казнили, то в нашу эпоху за распространение государственной тайны даже в тюрьму посадить могут далеко не всегда [подробнее об этом см. в [5].
   Какова стоимость информации, переданной врагу изменником Родины?
   Для государства, интересы которого они предали, она может исчисляться миллиардами. Для них самих она будет выражена в достаточно скромной сумме, которую им заплатят.
   Какова ценность переданной ими информации?
   Для государства – огромная, для отдельного гражданина – никакой, для тех, кого они «сдали» – либо жизнь, либо свобода.
   Очень часто можно услышать такую фразу: «Это – бесценная информация».
   Чаще всего слово «бесценный» употребляется в отношении произведений искусства. В каком значении оно здесь используется? Как правило, в значении «очень дорогой», т.е. имеющий столь высокую цену, что и назвать её страшно. При этом, как показывает опыт работы многих торговых площадок типа Sotheby's, Christie’s и т. п., всем «бесценным» произведениям искусства находится вполне определённая цена.
   А какова реальная стоимость произведений искусства? В подавляющем большинстве – «копейки»: стоимость полотна + стоимость красок + стоимость кистей + заработная плата художника. Причём, заработная плата – главная составляющая стоимости (не путать с ценой!).
А какова ценность произведения искусства?
На этот вопрос, как мне представляется, многие не задумываясь, ответят – они бесценны! И я соглашусь с ними, но только в том смысле, что они не имеют никакой ценности, т.е. они БЕЗ-ценностны.
   Что имеет в виду тот, кто говорит, что данный предмет – бесценный?
   В отношении цены, по-моему, всё понятно: бесценный – это метафора, т.е. слово, употребляемое в переносном значении.
   А в отношении ценности? Применительно к подавляющему большинству (если не ко всем) произведениям искусства слово «бесценный» должно трактоваться в прямом его значении – БЕЗ-ценный, т.е. не имеющий ценности. Данное заключение вытекает из приведенного выше определения понятия «ценность».
   Это очень хорошо иллюстрирует диалог из мультфильма «Трое из Простоквашино»:
Папа: Какая, например, польза от этой картины на стене?
Мама: От этой картины на стене очень большая польза – она дырку на обоях загораживает!
    Польза, а, следовательно, ценность картины, в данном случае, в наличии имеется – она ценна постольку, поскольку загораживает дырку на обоях.
   А там, где дырки на обоях нет?
   А, где дырки на обоях нет, у картины нет и ценности.
   Цена при этом у неё есть всегда: это та сумма, которую за картину платили при покупке.
   Так вот, если говорить о цене и ценности информации без спекуляций и инсинуаций, то нужно признать, что современная эпоха породила совершенно уникальный феномен: сделала цену социально важной информации, практически, обратно пропорциональной её ценности.
   Без-ценностная информация стала ценной, а ценностная – БЕЗ-ценной!
   Информация – это не конечный продукт потребления, как хлеб или картошка: съел и порядок. Информация – это, прежде всего, средство. Средство получения нового знания, улучшающего условия существования, повышающего потенции его обладателя в конкурентной борьбе за выживание и комфортное проживание.
   Кстати, говорить о том, что сегодня резко возросла цена и ценность информации, это, примерно, то же самое, что говорить, что во времена золотой лихорадки резко возросла цена и ценность лопаты. Последние действительно возросли, но исключительно локально – в районе приисков – и для очень ограниченной категории населения – старателей. Во всём остальном мире ни цена, ни ценность лопаты не увеличилась, скорее наоборот, уменьшилась, в силу активной механизации земляных работ. И равно как больше золота добывал не тот, у кого лопат больше и по качеству они лучше, а тот, кому повезёт, и кто сможет лучше распорядиться имеющейся у него лопатой, точно также на информации заработает больше не тот, у кого её больше и она «круче», а тот, кто сможет лучше (более умело) распорядиться имеющейся.
   Другими словами, сегодня увеличилась не цена и/или ценность информации, а резко возросло значение навыков и умений работать с информацией, использовать её в своих интересах.
   «Кто владеет информацией, тот владеет миром!» – это совсем не всегда о тех, у кого информации много, а о тех, кто, располагая даже общеизвестной (общедоступной) информацией, находит способ ею распорядиться с выгодой для себя раньше и/или лучше других. Как, например, это сделали Натан и Якоб Ротшильды (благодаря кому, собственно, и появилась на свет приведенная выше фраза). Но то, что они совершили, по современным меркам – обыкновенное мошенничество. Если бы подобная история произошла в наше время, их обоих судили бы и дали вполне реальные сроки за недобросовестное использование инсайдерской информации. Напомним, они скрыли ставший известным им факт поражения Наполеона в битве при Ватерлоо, более того, повели себя так, как будто всё произошло с точностью до наоборот, чем спровоцировали нездоровый ажиотаж на бирже и воспользовались им в своих корыстных интересах.
   Эта история не имеет никакого отношения к вопросу о цене и ценности информации. Это вопрос исключительно технологии использования информации и морали. Ротшильды сделали себе состояние не потому, что обладали уникальной информацией, а потому, что знали, как обмануть коллег по бизнесу, владея общедоступной информацией.
   Таким образом, те, кто говорят о повышении цены и ценности информации в современном мире, просто занимаются подменой понятий: повышается не цена и ценность информации, а цена и ценность навыков работы с таковой: умения находить, обрабатывать и распространять информацию, то есть управлять информационными потоками.
 
   Миром владеет не тот, у кого много (пусть даже и ценной) информации, а тот, кто грамотно распоряжается имеющимися (в том числе и совершенно открытыми и общедоступными) информационными ресурсами и умело управляет информационными потоками!
 
 
    Литература

 
1Царёв Е. Немного про социальную инженерию от Джейсона Стрита [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://bis-expert.ru/blog/1753/52641 (дата: 23.05.2016).
2. Лукацкий А. Евровидение и экономика ИБ: что между ними общего [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bis-expert.ru/blog/660/52518 (дата: 16.05.2016).
3. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/ (дата: 16.05.2016).
4. Академик (словари и энциклопедии) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://dic.academic.ru (дата: 22.05.2016).
5. Атаманов Г.А. Азбука безопасности. Методология обеспечения информационной безопасности субъектов информационных отношений // Защита информации. Инсайд. – 2014. – № 5. – С. 8 - 13.
__________________________________________________________________________________
 
Библиографическая ссылка: Атаманов Г.А. О цене и ценности информации / Г.А. Атаманов // Защита информации. Инсайд. – 2016. – № 6. – С. 19 - 21. – Имеется электронный аналог: http://gatamanov.blogspot.ru/2016/12/blog-post_20.html.
 
 

2 комментария:

  1. В этом то и заключается беда наших верховодящих, чтобы распоряжаться потоками информации грамотно надо хотя бы догадываться что они (инф. потоки) есть. Стена.

    ОтветитьУдалить
  2. Информационными потоками, влияющими на когнитивную составляющую, они управляют и очень даже умело. Что касается технологической информации, то либо это им не интересно, либо такая установка дана. В этих условиях я вижу главную задачу в том, чтобы на своём месте соблюдая законность, повышать эффективность. Удаётся не всегда, но, я так думаю, стремиться к этому всё равно надо.

    ОтветитьУдалить