Чаще всего, когда россияне читают или слышат фразу «что
делать?», вспоминают Н.Г. Чернышевского и его роман с таким названием.
Читали немногие, но слышали о нем пока ещё довольно много людей.
Значительно
реже встречаются те, у кого вопрос «что делать?» ассоциирует с работой В.И.
Ленина «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения», которая по формальному
признаку гораздо ближе к нашей действительности: и наболевших вопросов у нашего
«движения» не перечесть, и что делать в этих условиях подавляющее большинство не
знает.
Напомню: Ленин в этой работе писал, что «отвлекать рабочий
класс от общеполитической борьбы с царизмом и ограничивать его задачи только
экономической борьбой с хозяевами и правительством, как это делали „экономисты“,
значит обрекать рабочих на капиталистическое рабство». Кроме того, он в ней
выдвинул гипотезу, что обычный рабочий класс не в состоянии
вести революцию с социал-демократическими целями, а преследует только цель
«хлеба и масла» (https://ru.wikipedia.org/).
Если спроецировать эти мысли на сферу ИБ/БИ/ТЗИ/КБ, получится следующее:
1. Отвлекать безопасника на чтение РД и НМД и ограничивать
его задачи только борьбой с хакерами и прочими злоумышленниками, как это делают
регуляторы, значит обрекать его на профессиональное убожество.
2. Обычный безопасник не в состоянии вести работу со
стратегическими целями, а преследует только цель «хлеба и масла».
А вместо «Дайте нам организацию революционеров — и мы
перевернём Россию!», получится что-то типа: Дайте нам организацию грамотных
безопасников – и мы защитим Россию и её информационные ресурсы!
Вот такая у Владимира Ильича была универсальная работа. На
все времена. Меняй «революционеров» на «безопасников» и получишь и перечень
проблем, и программу действий. А ещё, как отмечается в Энциклопедическом
словаре 1953 года, «в этой работе В. И. Ленин поднял на огромную высоту
значение теории…».
Теория – основа практики!
«Практика без теории бесполезна и пагубна», – сказал современник
Ленина известный математик Пафнутий Чебышев, а «теория без практики мертва и
бесплодна».
Значение теории поняли умные люди в России ещё в 19 веке, а
в 21-м – «а чё тут думать, защищать надо!» и «нафига нам теория, дайте нам
закон/приказ/инструкцию».
Некоторые блогеры из сферы ИБ/БИ/КБ/ТЗИ (С. Борисов, А.
Лукацкий, И. Борисов, А. Прозоров и некоторые другие) уже делились своими
мыслями по поводу того, чем же стоит заняться т.н. ИБешникам в период
самоизоляции. Интересно, что ни один из них не советует заняться изучением
отечественных НМД и уж тем более РД, что, с моей точки зрения, совершенно
верно: зачем изучать то, что в обычных-то условиях невыполнимо и вредно, а в
условиях тотальной «удалёнки» абсолютно бесполезно.
Пополнить свой багаж знаний полезно чем-нибудь позитивным и
стоящим. Но здесь, как мне представляется, необходимо учесть, что и лучшие
практики и фреймворки, о которых писали перечисленные выше блогеры, лучше
изучать в первоисточниках, в крайнем случае, в переводе или интерпретации этих
же специалистов, но только не в переводе ГНИИИ ПТЗИ – неаутентичном и
некорректном, после которого хорошие рабочие документы превращаются в их полную
противоположность. А для того, чтобы изучать лучшие практики в оригинале, нужно
знать английский язык и на хорошем уровне. Вот этим и стоит заняться в условиях
самоизоляции тем, кто хочет стать хорошим специалистом по кибербезопасности.
Тем, кто хочет стать хорошим специалистом по информационной
безопасности советую почитать работы Г.Г. Почепцова и книгу Лисичкина и Шелепина
«Третья мировая информационно-психологическая война». Всё есть в интернете в
открытом доступе.
Желающим же понять, что такое информационная безопасность на
самом деле, чем она отличается от безопасности информации, а также расширить
свой кругозор в области методологии безопасности, могу посоветовать только одно
– читайте мои работы. Ничего (не только лучше, но вообще ничего путного), кроме
моих работ по теории безопасности вообще и информационной безопасности в
частности ни в интернете, ни в библиотеках нет. Мои работы – единственные в
этом роде. Написаны они простым доходчивым языком, с примерами и пояснениями.
Кроме того, если что-то непонятно, пока ещё есть возможность задать вопрос
автору. Но это только для тех, кто хочет научиться мыслить стратегически. Таких
сегодня немного. По моим расчётам – 3% от общего количества элементов
множества. Интересно должно быть семи процентам, а поймут и примут к
руководству к действию только три. Это и не хорошо, и не плохо. Так есть. Это
данность (не в плане цифр, а в плане факта). Цифры могут меняться. 3% – это в
моей модели идеального общества. Сегодня мы далеки от идеала и продолжаем от
него отдаляться. Чтобы не деградировать на все 100% безопаснику (и не только),
с моей точки зрения, нужно:
1) сохранить здоровье физическое;
2) сохранить здоровье психическое;
3) сохранить здоровье интеллектуальное.
Для этого следует:
1) не есть и не пить много и вредного;
2) не потреблять информационный мусор;
3) заниматься физкультурой;
4) изучать английский язык;
5) читать умные книжки;
6) сохранять самообладание;
7) мыслить критически.
Комментариев нет:
Отправить комментарий